Школа команды "КОЛЕСО"

Действительно командообразование !

Студия «Колесо»  •  +7 917 402 4545  •  +7 937 336 3837

Почему на тренингах мы делимся на функциональные команды?

Шибанова Анна

19.03.2014

Очень часто в финале наших тренингов по сплочению и улучшению коммуникаций, когда мы обсуждаем наши успехи и ошибки, выводы и пожелания, участники проговаривают неудовольствие от того, что не было возможности поработать "всей командой". Численность "всей команды" (мета-команда, коллектив компании, организации) значительно разнится - от 10 до 200 и более человек. Мы в процессе нашего тренинга делим мета-команду на функциональные команды по 10-15 человек. Зачем же мы это делаем?

Как и все, что делаем мы - не случайно.

Задавались ли вы когда-либо вопросом, почему в организациях и предприятиях наличествуют подразделения, отделы и департаменты? Правильно, потому что "толпой" управлять не реально!

С точки зрения функциональности команды оптимальный размер эффективной рабочей группы - от 6 до 15 человек. С чем это связано?

Дело в том, что в каждой группе людей есть командные роли (по М.Белбину, есть и другие классификации). Вы, вероятно, о них знаете:

1. Координатор (руководитель, плановик). Командная роль, исполнитель которой выбирает путь продвижения команды к общим целям, обеспечивая оптимальное использование ресурсов команды. Координатор (руководитель) определяет сильные и слабые стороны команды и добивается эффективного применения личностного потенциала каждого члена команды. Это зрелый и уверенный в себе человек. Хороший руководитель. Определяет общие цели. Эффективно использует ресурсы. Руководит процессом принятия решений. Умело делегирует полномочия.

2. Контролёр. Командная роль, исполнитель которой, насколько это возможно, избавляет команду от ошибок, связанных как с деятельностью, так и бездеятельностью. Контролер выявляет такие аспекты деятельности, которые требуют повышенного внимания. Он побуждает команду проявлять настойчивость в достижении цели. Старательный, добросовестный, беспокойный. Ищет ошибки и упущения. Своевременно выполняет порученную ему работу. Склонен к чрезмерному беспокойству. Неохотно делегирует свои полномочия. Может быть придирчив по отношению к другим.

3. Вдохновитель команды. Командная роль, исполнитель которой способствует проявлению достоинств всех членов команды. Он поддерживает коллег при неудачах. Он улучшает взаимоотношения между коллегами и стимулирует подъем командного настроя.

4. Мотиватор. Командная роль, исполнитель которой придает действиям команды упорядоченную форму. Он направляет внимание членов команды на стоящие перед ними задачи и обозначает приоритеты. Мотиватор стремится к упорядоченности групповых обсуждений (коммуникатор) и к ясности результатов командной деятельности. Это стимулирующий других и динамичный человек. Не теряет самообладания в напряжённой обстановке. Обладает напором и мужеством при преодолении препятствий.

5. Аналитик. Командная роль, исполнитель которой анализирует проблемы, оценивает идеи, стратегии и предложения, чтобы команда могла принимать сбалансированные решения.

6. Реализатор (организатор, «рабочая пчелка»). Командная роль, исполнитель которой идеи, концепции и планы превращает в рабочие процедуры, систематически и продуктивно исполняет принятые на себя обязательства.

7. Генератор идей. Командная роль, исполнитель которой выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя при этом особое внимание решению основных проблем, с которыми сталкивается команда.

8. Исследователь ресурсов - снабженец. Командная роль, исполнитель которой обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах, имеющихся за пределами команды. Налаживает полезные для команды внешние контакты и проводит переговоры. Экстраверт, направлен на внешнюю сторону, на источники ресурсов. Анализирует возможности. Коммуникабельный. Развивает контакты. Очень оптимистичен. Быстро зажигается и полон энтузиазма, но теряет интерес к работе, как только проходит первоначальный энтузиазм.

9. Специалисты. В проекте объединяется деятельность многих специалистов разной профессиональной направленности. Требуется четкая результативная работа специалистов. Специалист – это искренний, самостоятельный, преданный сотрудник. Обладает редкими знаниями и навыками. Узкая специализация. Увлекается техническими деталями. Смотрит сквозь пальцы на общую картину.

Так вот, когда в группе 10 человек - наличие командных ролей продуктивно и достаточно, у команды есть возможность для качественного решения поставленной задачи. Если в группе менее 6 человек - работа команды затрудняется недостатком ролей, и показать на практике эффективность рабочей группы очень сложно.

"Однако!" - воскликните вы. Командных ролей 9, а в минимальной группе - 6 человек, где же недостающие единицы? Отвечаю: "В жизни почти нет "полностью черного" или "чисто белого", все сильно переплетается и накладывается одно на другое. Если группа менее 10 человек - некоторым людям приходится "примерять несколько шляп одновременно", совмещать несколько командных ролей. Если группа более 10 человек - то в ней присутствуют несколько представителей одной роли. Обратите внимание, что в одном человеке может сочетаться несколько командных ролей, проявляясь по очереди или одновременно, интенсивнее в той или иной ситуации. Если группа более 15 человек - у участников есть возможность не быть активными в процессе, "постоять в стороне", потому что роли повторяются и результат не страдает от отсутствия одного или нескольких участников. И да, группой в 6-15 человек лидеру вполне удобно управлять, и участникам вполне комфортно в такой группе работать.

Есть и еще один технический момент - все упражнения рассчитаны, "заточены" под количество участников не более 15. Но это технический вопрос, на который мы можем при желании повлиять, но зачем?

Цель наша, проводя тренинги сплочения и улучшения коммуникаций для вас - научить эффективной групповой работе, чтобы участники прочувствовали на себе - как "живет" команда с момента ее создания. Какие психологические процессы проходят в ней, как члены команды знакомятся, распределяют роли, вырабатывают внутренние правила, "притираются", учатся понимать друг друга без слов и достигать поставленных трудновыполнимых задач. На тренинге участники учатся взаимодействию в рабочей группе, и по этому принципу смогут работать потом в любой группе, если захотят или будет необходимость.

Таким образом, не важно, в какой из функциональных команд одной большой организации (компании, предприятия) вы прошли тренинг. Вы научились "делать это". И ваши умения уже невозможно у вас отнять!

На тренингах сплочения и улучшения коммуникаций мы не строим команды, мы учим людей работать в группах, улучшаем командный дух и лояльность, генерируем состояние радости от причастности к успешному коллективу! Но если перед нами ставится цель создать чувство единения в компании - всегда можно провести какую-то игру или упражнение для мета-команды, где победят все!

Ваша Школа – студия системного командообразования «Колесо» (8-917-402-45-45) - действительно командообразование!

Заказать мероприятие

Подробнее о компании

Вернуться на главную