В условиях экономии времени и избытка информации, я постаралась кратко и тезисно изложить известные мне и разделяемые факты о Команде в фокусе самого важного.

  1. Команда – это…

Слово «команда» заезжено неимоверно.

Многие его употребляют, по назначению и без.

Понимают при этом под этим словом разное. Любую группу часто провозглашают командой, просто потому что так хочется и так модно.

Как вы понимаете слово «команда»?

КОМАНДА – это малочисленная группа людей со взаимодополняемыми навыками, приверженных общим миссии, целям и подходу к делу, за реализацию которых они несут коллективную ответственность (точнее всего на мой взгляд определение сформулировали – Д.Катценбах, Д. Смит).

Графически и для лучшего запоминания давайте изобразим Команду в виде Колеса (да-да-да, Школа команды «Колесо» – неспроста):

– ось – это лидер

– спицы – это члены команды

– обод – это цель, ценности, миссия

Без этих составляющих колесо развалится, как и команда.

Каждая команда уникальна. Важно понять – сильные стороны и это использовать во благо самой команды.

Команда – малоизученный «зверь», именно поэтому так много трактовок, мнений и непонимания что делать конкретно при создании команды.

Еще совсем недавно многие руководители считали, что тимбилдинг – это и есть формирование Команды. Что, выехав в лес на четыре часа, группа по возвращении волшебным образом превращается в эффективную Команду…

Сейчас уже есть понимание, что тимбилдинг в чистом виде команду не строит.

Тимбилдинг помогает в строительстве Команды, тренирует навыки эффективной командной работы, сыгровки, формирует сплочение и работает на благо корпоративной культуры.

Так как же строится Команда на самом деле?

Аксиома – команда всегда создается под определенную цель и определенным лидером (чтобы он верил в профессионализм членов, чтобы все люди подбирались под одну «волну», под определенного человека, и чтобы члены – шли за своим лидером).

Создавать команду, где руководитель не внутри, а смотрит снаружи – не эффективно.

Чем закончится?

Внутри появится новый лидер.

Или команда не построится.

Чтобы сохранить команду, ее нужно развивать, так же, как и отношения. В них нужно вкладываться, поддерживать.

  1. Члены команды

Я сейчас скажу страшную и ужасную для многих новость – в команде нет иерархии.

Нет главных, нет начальников более высокого статуса…

У всех членов команды отношения – горизонтальные, равные.

Лидер – рядовой член команды.

У каждого члена команды есть своя экспертность и своя функция.

Но никто никому не подчиняется.

Все вопросы решаются через «Командную стрелу» (эффективный инструмент для проведения командной встречи, совещания, собрания).

Ответственность несет не лидер в одном лице, а вся команда.

Поэтому и легко делегировать, а точнее – брать на себя «кусок» ответственности.

В Команде задачи не раздаются (делегируются), а берутся – каждый член команды в силу своей экспертности и функции, сам берет на себя ответственность за ту или иную задачу.

  1. Мягкие цифры и зачем нам Ценности-Миссия

Традиционно в оценке деятельности, ценностей и «здоровья» организации специалисты полагались в основном на финансовые показатели, или так называемые «жесткие» цифры.

Однако, такие показатели, как прибыльность, доходность, возврат капитала, денежные потоки и различные виды прибыли, не являются адекватными при определении стратегий и путей реализации планов на будущее.

Сейчас все больше начинают рассчитывать на «мягкие» цифры, чтобы определить лучшее направление развития компании и планы действий по достижению целей.

Эти данные связаны с брендом, развитием лояльности потребителя и вовлеченностью сотрудников.

Именно то, как сотрудники воспринимают Компанию и себя в ней, напрямую связано с такими понятиями, как прибыльность, стабильность и эффективность.

В успешных Компаниях у сотрудников есть ясное видение будущего (МИССИЯ), возможность расти и развиваться, ощущение сплоченности и понимания своей значимости.

И что особенно важно – ощущение командного духа и подлинной соединенности со своей деятельностью.

Внутри успешных компаний у сотрудников есть четкие ожидания, ЦЕННОСТИ, близкие взаимоотношения, они видят, как они связаны с «чем-то важным и значимым» – МИССИЕЙ, обучаются и растут как личности.

(Эта информация цитируется по книге: Бакингем М., Коффман К. «Сначала нарушьте все правила! Что лучшие в мире менеджеры делают по-другому»? – М: Альпина Паблишерз, 2010г.

Ценности и Миссия – это кирпичи в фундаменте любой организации.

Не во всех компаниях они осознаются и прописаны, но они есть, негласно, и они являются основой для действий.

  1. Командные термины и определения

Давайте разберемся в терминах:

Миссия Компании – «Для чего мы созданы?»

Видение (Мечта) – «Кем/как мы видим себя в будущем?»

Стратегия – «Как мы собираемся достичь своей Мечты?»

Ценности – «Что нам важно?»

  1. Командные ценности и принципы

Ценности – это то, кто мы есть прямо сейчас.

А не то, кем мы хотели бы быть.

Не тем, кем мы должны были бы быть.

Ценность – это не желание, фантазия или намерение.

Многие делают из ценностей – принципы (приземляя), чтобы было понятно людям.

Принципы – это составляющие части ценности, через которые можно эту ценность демонстрировать.

Принципы – передача ценностного состояния через действия.

Команде не нужны стандарты (как группе), но 5-6 основных договоренностей должны быть.

«Мы договорились» – вот прямо сели и договариваемся; не будут нарушаться договоренности, если действительно договаривались.

Три раза нарушенная договоренность говорит о том, что договоренность себя изжила (надо разбираться – что с этой ценностью).

Договариваться – сильно затратное по времени и по энергии действо.

  1. Командный лидер

Лидер – рядовой член команды.

У командного лидера – сложные компетенции, которым нигде не учат.

Конфликт в коллективе – сильная лидерская запущенность, если есть конфликт – значит лидер что-то упустил.

Сильной команде лидер уже и не сильно нужен, команда может работать эффективно и сама.

Прежде чем что-то делать с командой – нужно поинтересоваться:

– чего ждут от меня?

– как они видят работу в этом направлении?

– как видят результат?

  1. Командная Миссия

При выработке командной миссии получается высокий эффект сплочения.

Если Миссия прописана, но она не разделяется, то – лучше бы ее не было.

Мечта (видение) важнее цели!

– Хочу отдать долги…

– О! А почему вы хотите отдать долги?

Мечта будет звать, и найдутся ресурсы!

Если нет внутренних ресурсов, то мы не можем привлечь внешние!

Цель берем из движения к Мечте!

 

Анна Шибанова

15.03.2018

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статьи
Командный коучинг или тренинг: как выбрать актуальное?

Необходимость обучения и развития сотрудников стала очевидна не только в масштабе транснациональных и крупных федеральных компаний, но и для среднего, малого и даже микро-бизнеса. Огромное количество форматов: e-learning, дистанционные курсы, отраслевые форумы и конференции, участие в открытых тренингах, тренинги, адаптированные под текущие задачи и особенности компании, корпоративные игры, фасилитация, коучинг …

Статьи
Коучинговый подход к формированию команд глазами экономиста

Еще в 2007 году, закончив очередной этап исследования командной работы в организации и защитив кандидатскую диссертацию по формированию управленческих команд, я обнаружила что подход к командообразованию сильно изменился, т.к. произошли изменения в экономике, в требованиях к конкурентоспособности организации, как следствие в ценностях организации, да и сами люди стали сильно меняться. …

Статьи
Тимбилдинг – что это в современном мире

Тимбилдинг – что это в современном мире Еще совсем недавно, термином “тимбилдинг” обозначали непосредственно образование команды в своей сути и подразумевали изменения: – организационное развитие; – групповую динамику; – психологию группы; – командное управление. Тем не менее, практика показала, что в полной мере teambuilding называть командообразованием нельзя. Тимбилдингом обозначают тренажер …

Наверх