Командный коучинг – это формат групповой работы, позволяющий активизировать потенциал каждого участника и команды в целом ради достижения общих целей.

Основное отличие Командного коучинга от, например, тренинга, заключается в том, что при реализации этого формата команда и коуч работают исключительно над целями, которые ставят перед собой, как коллективом, участники (реальными задачами, которые требуют решения прямо сейчас).

 

Коуч не рассказывает, как правильно нужно строить коммуникацию или избежать конфликтов, не тренирует в игровой форме определенные навыки, участники команды сами, при сопровождении коуча, сначала намечают, какие именно задачи они планируют решить во время сессии, а затем – выбирают способы, которыми они эти задачи будут решать.

 

Таким образом, вся работа проводится с помощью раскрытия внутреннего потенциала сотрудников, а не знаний приглашенного тренера. В этом случае ответственность участников за поставленные цели, запланированные задачи или способы коммуникации команды многократно повышается.

 

Когда нужен командный коучинг?

 

  • В команде отсутствует единое видение или понимание совместных задач;
  • Необходимо сформировать Миссию, которая будет мотивировать участников;
  • Есть потребность сформулировать Ценности компании и начать жить «из них»;
  • В коллективе наблюдается низкая сплоченности команды;
  • Каждый сотрудник тянет одеяло на себя, в результате общие цели не выполняются;
  • Отсутствует (или находится на низком уровне) командный дух и/или мотивация к работе;
  • Перед командой стоят амбициозные цели и необходимо организовать высокоэффективную слаженную работу;
  • Необходимо выявить проблемы, препятствующие работе в коллективе и сформировать способы их решения;
  • Нужно создать и проработать план реализации проекта/стратегии/цели;
  • В коллективе нужно без давления создать культуру ответственности за результат;
  • Затруднены коммуникации между отделами или внутри отдела;
  • Проблемы с вовлеченностью сотрудников препятствуют работе;
  • Необходимо сплочение членов команды для достижения общего результата;
  • Есть необходимость в эффективной работе в условиях нестабильного рынка;
  • При подготовке прорыва и выхода на новый уровень;
  • При желании построить самообучающуюся и самоуправляемую команду;
  • В случае необходимости осознанного оперативного и стратегического планирования;
  • Новая команда только сформирована и требуется дать ей правильное направление развития и энергию;
  • Команда не работает так эффективно, как могла бы, а лидеры и члены команды согласны с тем, что они хотят существенных улучшений;
  • Давно сложившаяся команда потеряла свою энергию и хочет найти новые пути продуктивности и эффективности;
  • Топ-команда хочет стать примером для подражания для остальной части компании, организации.

Что может быть результатом командного коучинга?

 

Каждая сессия уникальна. Нельзя однозначно сказать наперед какой объем решений будет проработан за заявленное время. Как долго и как глубоко участники будут работать над задачами. Это зависит не столько от коуча, сколько от самих участников, их групповой динамики, их привычки работать в команде, наличия единого языка и смыслов, предварительных имеющихся договоренностей и актуальности поставленной задачи.

Среди типичных результатов, которые обычно получают команды в результате командного коучинга можно перечислить следующие:

 

  • Появление общей миссии и видения, которые мотивируют сотрудников на продуктивную работу;
  • Выявление общих для всей команды ценностей, и как следствие – правил и подходов к работе, обеспечивающих высокий результат;
  • Повышение удовлетворенности работой и улучшение отношений в коллективе;
  • Снижение конфликтности в коллективе и формирование взаимных договоренностей;
  • Составление стратегии и плана достижения целей;
  • Подготовка детализированных оперативного и стратегического планов со сроками и ответственными;
  • Повышение общей эффективности работы команды, в том числе через создание культуры ответственности и рост сплоченности;
  • Повышение вовлеченности сотрудников в работу и улучшение качества коммуникации;
  • Генерация новых идей и подходов в областях, необходимых бизнесу (например, запуск новых проектов и др.);
  • Увеличение прибыли через «мягкие цифры».

 

Командный коучинг может гармонично вписаться в ежегодную стратегическую выездную сессию в привычном вам формате.

Может заменить привычный формат (а если вам понравится?)

Время для проведения сессии зависит от объемности запроса, необходимой глубины проработки и подготовленности участников.

Сессии могут проводиться от 1 часа до 8 часов (редко – более), частота встреч у каждой компании индивидуальная (зависит от скорости обработки и внедрения результатов предыдущих сессий, работоспособности каждой отдельно взятой команды и возможности состыковать графики участников).

Командный коучинг может проводиться приглашенным внешним или внутренним коучем, или, если у руководителя есть специальная подготовка, самим коучем-руководителем.

Управление в стиле «коучинг» – осознанное вдохновение людей на эффективный труд в удовольствие.

Только представьте результаты труда людей, понимающих смыслы своей работы (кому и зачем приносят пользу, частью чего большего являются), отдающихся вдохновенному труду с любовью, творчеством и в комфортных условиях!

Коуч-руководитель искренне верит, что с ним, его сотрудниками, его компанией все ОК, что у каждого есть все ресурсы для совершения наилучшего выбора, что намерения людей позитивны и изменения не только необходимы, но и неизбежны. И что сотрудники, соединенные с Миссией Компании, могут найти наилучшие пути решения задач, направленных на повышение эффективности, конкурентоспособности и благосостояния Компании и их самих. Для этого необходимо организовать процесс, позволяющий создать общее видение задачи всеми участниками и вовлечь их в поиск решения. Это возможно с помощью сессий Командного коучинга.

Отличие командного коучинга от тренинга заключается в том, что тренинг направлен на передачу необходимых знаний и умений участникам, то есть сфокусирован на передаче готового содержания, а командный коучинг – это такая организация ПРОЦЕССА взаимодействия участников, при котором содержание создают они сами. Таким образом, коуч не должен демонстрировать экспертность в рассматриваемой на сессии области, напротив, он максимально воздерживается от советов и несет ответственность за качество процесса.

Командный коучинг может проходить в различной форме, с применением огромного арсенала коучинговых инструментов (упражнений), в зависимости от запроса, количества участников и желаемого результата.

В качестве примера приведем вариант проведения сессии Командного коучинга с использованием Мозгового штурма по методу Уолта Диснея, в результате которого участники сами разрабатывают план действий по достижению желаемых результатов.

Этот инструмент отлично подходит для работы над проектами.

Для того чтобы применять данную процедуру, необходимо, чтобы запрос заказчика (которым чаще выступает владелец или топ-менеджер компании) соответствовал формату конечного результата.

То есть, во-первых, был сформулирован позитивно (например, не «как не отстать от конкурентов», а «как занять лидирующую позицию на рынке»).

Во-вторых, и это очень важное условие для данной процедуры – запрос должен быть в зоне контроля всех участников. Это значит, что для работы необходимо выбрать только ту часть задачи, на которую они реально могут повлиять.

В-третьих, предполагается, что результатом сессии будет конкретный план действий, разработанный участниками.

Примерами типичных запросов могут быть «Улучшение коммуникаций между сотрудниками», «Разработка эффективной кадровой политики на следующий год», «Повышение эффективности работы подразделений», «Улучшение качества обслуживания клиентов», а также другие вопросы, соответствующие приведенным выше критериям.

Описываемая в данном примере процедура рассчитана на участие от 8 до 40 человек, и длится около 4 часов, с перерывами.

Оптимально, если есть возможность собраться не в привычном помещении, а сменить обстановку, например, выехать в загородный пансионат.

В таком случае максимальный эффект достигается сочетанием трех видов мероприятий – в первый день активная командообразующая игра (например, веревочный курс, квест, сюжетная ролевая игра и т.д.), затем вечерняя развлекательная программа, способствующая налаживанию неформальных отношений (с ограничениями по алкоголю, конечно), и на следующее утро – сессия Командного коучинга. Таким образом, участники в первый день получат свежий опыт командной работы, который поможет им более эффективно взаимодействовать на сессии.

Чтобы находить совместные решения, говорить на одном языке и понимать друг друга, участникам необходимо разделять общие Ценности. Поэтому обычно сессии Командного коучинга начинаются именно с создания общего видения командных Ценностей (этому может быть посвящена предварительно сессия Командного коучинга для глубокой проработки, а сейчас лишь вспоминаем зафиксированные ранее Ценности). Тогда создается тот уровень доверия, который необходим для раскрытия творческого потенциала каждого участника сессии.

Далее, необходимо создать общее видение решаемой задачи. Для этого в коучинге применяются такие наглядные и эффективные инструменты, как «Колесо баланса» и «Шкалирование».

«Колесо баланса» позволяет целостно увидеть все важные части, из которых состоит изучаемый вопрос, а Шкала – оценить степень удовлетворенности каждой из этих частей от 1 до 10, где 10 – это максимальная удовлетворенность на данный временной период.

Таким образом, Мозговой штурм начинается с определения текущего состояния дел. Коллектив разбивается на команды и сообща определяет, какую оценку от 1 до 10 можно поставить в настоящей ситуации по каждой из частей изучаемой задачи,  и почему, в чем конкретно это выражается.

Когда результаты работы команд переносятся на общий лист, могут возникнуть ситуации, когда оценки расходятся – например, одна команда оценила конкретную часть на «3», а другая – на «9». Это является важным поводом для дискуссии, когда каждая команда обосновывает, почему именно такую оценку они поставили. В этой ситуации наиболее ценным является сопоставление видения одной и той же проблемы разными сотрудниками, разными подразделениями, и уже это дает значительный эффект.

Когда текущее положение определено, команда уже замотивирована искать пути продвижения к максимальному результату. Для того чтобы процесс поиска путей был максимально эффективным, мы предлагаем участникам воспользоваться «Методом Уолта Диснея», который он применял при создании новых произведений.

Основным принципом этого метода является то, что над одной идеей должны последовательно работать три человека (три роли) – Мечтатель, Реалист и Критик. У Диснея для каждой роли отводилось свое, отдельное помещение.

Комната Мечтателя располагалась наверху и была украшена картинами, рисунками и цитатами, будящими воображение. По стенам висели чистые листы, на которых Мечтатели могли выражать любые приходящие им в голову идеи и фантазии, без какого-либо анализа, отбора и критики.

Затем листы с идеями направлялись в комнату, где сидели Реалисты, оснащенные современным оборудованием и переводившими фантазии в конкретный детальный продукт.

Далее, первичные наброски Реалистов передавались Критику, который сидел в маленькой каморке под лестницей. Критик оценивал полученные материалы и давал обратную связь, как их можно улучшить.

Применение такой метафоры как модели организации Мозгового штурма позволяет полностью использовать творческие способности группы, и получить максимально реалистичный проработанный результат. Каждый участник, работая в команде, последовательно примерит на себя каждую из ролей – Мечтателя, Реалиста и Критика. Практическое освоение данного метода позволит участникам применять его и для решения собственных творческих задач – как профессиональных, так и личных (что повышает мотивацию участников).

Мозговой штурм проводится в четыре этапа. Все участники разбиваются на команды (минимум 4 команды, оптимальное количество 4-10 человек), и, в зависимости от рассматриваемой задачи, каждая команда берет себе свою часть (из колеса баланса), или все команды работают над одной темой.

Для каждой команды выделяется отдельный стол или флип-чарт, и также желательно, чтобы была возможность развешивать на стенах все наработанные листы. И лист с крупно написанной темой должен висеть на самом видном месте, чтобы фокусировать внимание участников.

Первым делом выбирается Модератор каждого стола. Его задача – принимая участие в командном обсуждении, внимательно слушать и наблюдать, консолидировать получаемую информацию, чтобы на следующем этапе в максимально компактной и понятной форме рассказать следующей команде, что здесь было наработано. То есть по завершению каждого этапа вся команда переходит к следующему столу, а Модератор стола всегда остается, являясь хранителем накопленной информации. Продолжительность каждого этапа – 15-20 минут.

На первом этапе все команды выступают в роли Мечтателей, Генераторов идей, задача которых – найти как можно больше идей, как можно достичь состояния максимальной удовлетворенности решением данной задачи (как если бы по шкале от 1 до 10 это было на 10). Важно держать фокус внимания команд на том, что любая критика запрещена, и желательно использовать позитивные формулировки. Все идеи записываются на лист флип-чарта и затем вывешиваются около стола.

На втором этапе команды меняются столами, и входят в роль Реалистов, задача которых– выписать, какие конкретные шаги надо делать для реализации идей Мечтателей. Модератор стола делает для новой команды вводную презентацию – какие идеи были предложены Мечтателями, при необходимости, поясняет и комментирует, что именно имелось ввиду в той или иной формулировке. Реалисты, опираясь на описанные идеи, конкретизируют и детализируют идеи, переводя их на уровень реальных действий и записывая на отдельном листе флип-чарта.

На третьем этапе все становятся Критиками, оценивают риски, ищут ресурсы, расставляют приоритеты. Снова происходит смена столов (по кругу, так чтобы каждая команда все время получала записи другой команды). Модератор стола делает сводную презентацию наработок как Мечтателей, так и Реалистов. Критики могут для работы использовать лист, созданный Реалистами, добавляя туда свои комментарии, или создать новый, оформив в виде таблицы «приоритет – действие – риски – ресурсы».

Четвертый этап – финальный, на котором команды интегрируют наработки трех этапов мозгового штурма и готовят презентацию конкретных приоритетных шагов, обычно со сроками и ответственными, подводя итоги всей сессии. На четвертом этапе также происходит смена столов, и основная задача Модератора стола – максимально полно и лаконично донести до новой команды наработки предыдущих трех команд.

Интеграторы анализируют сделанные Критиками комментарии, при необходимости переформулируют действия, предложенные Реалистами, сопоставляют с изначальными идеями Мечтателей и заданной темой и на основании всего этого создают окончательный лист с конкретными прописанными по срокам шагами.

Это конкретный план действий, рекомендуемый к реализации.

И каждый из членов команды понимает, что он «подписывается» под его выполнением.

В завершение все команды объединяются для презентации своих решений. Обычно каждая команда выбирает по два представителя для презентации, и готовит их к выступлению.

Таким образом, в результате одной сессии командного коучинга создано несколько вариантов конкретных планов действий по достижению наилучшего результата, а их авторы вдохновлены на претворение планов в жизнь. 

Кроме того, когда сотрудники были вовлечены в процесс нахождения наилучших путей решения задачи, и сами нашли ответы, они тем самым берут на себя ответственность за исполнение решений.

А ощущение значимости собственного вклада значительно повышает их мотивацию и улучшает общий климат в коллективе.

Исследования показывают, что индивидуальная продуктивность и эффективность гораздо более зависимы от командной среды, чем думали ранее. Кроме того, высокая индивидуальная производительность одного или нескольких человек в команде не обязательно ведет к высокой производительности команды в целом. А в действительности иногда может быть наоборот!

Какую роль может сыграть командный коучинг, что может дать?

Командный коучинг возник в последние десятилетия как практический способ применения принципов коучинга для команды в целом.

  1. Он позволяет внедрить климат психологической безопасности, благоприятный для коллективной рефлексии и изменения практик. Члены команды в процессе командного коучинга практикуют открытый диалог, чтобы делиться своими наблюдениями, предложениями, озабоченностями и даже страхами, а также работать более конструктивно, стать более восприимчивыми к вызовам. В результате они выстраивают практики диалога на более глубоком уровне доверия и существенно повышают качество сотрудничества.
  2. Коучинг команд позволяет членам команды получить больше ясности, согласованности и последовательности относительно приоритетов – определить, что самое важное для команды в целом. Один из признаков того, что команда преуспевает в этой стратегии – когда люди регулярно отдают приоритет командным задачам перед персональными задачами и целями.
  3. Коучинг команд позволяет членам команды и руководителю лучше понять процессы, лежащие в основе командной работы, и определить пути их совершенствования. Командный коучинг помогает команде задавать вопросы и проверять собственные предположения, в результате чего часто возникают действительно новые способы работы.
  4. Командный коучинг позволяет управлять всеми тремя типами конфликта (конфликт по задаче, по процессу и по отношениям) конструктивно — так что конфликт становится драйвером, а не барьером в продуктивности и эффективности команды.
  5. Командный коучинг позволяет членам команды лучше понимать и оценивать уникальный вклад каждого члена, а также создавать условия поддержки друг друга в их проявлении, когда сильные стороны могут проявиться лучше всего.
  6. Командный коучинг позволяет понять культуру, установки, практики своей команды и способствовать их развитию в соответствии с изменением среды. И в то же время дать каждому члену команды проявить свою индивидуальность, идентичность.
  7. Командный коучинг повышает креативность и уровень инноваций.
  8. Командный коучинг позволяет управлять репутацией команды и ее членов в пределах и за пределами организации.
  9. Командный коучинг позволяет повысить эффективность коммуникаций, как между членами команды, так и с внешними заинтересованными сторонами.
  10. Командный коучинг сильно вовлекает членов команды, создает сильное ощущение объединяющей цели.
  11. Командный коучинг повышает устойчивость к неудачам и стрессам.
  12. Командный коучинг позволяет команде и ее членам настроить тонкую временную ориентацию.

Это помогает достичь лучшего баланса между вниманием к прошлому, настоящему, ближайшему будущему и к долгосрочной перспективе.


Такие результаты становятся возможными, поскольку члены команды учатся и рефлексируют вместе.

Команды, которые практикуют командный коучинг, как правило, демонстрируют более целенаправленную, коллективную энергию.
Так как люди в команде учатся вместе и поддерживают друг друга в необходимых изменениях — они могут использовать в реальной работе опыт применения полученных знаний на практике, для встраивания новых навыков, когда это необходимо. Как правило, co-коучинг становится обычной формой деятельности. Но при этом не менее эффективной и воодушевляющей!

 

Когда Командный коучинг не востребован?

Однако, командный коучинг — это не всегда трансформация. Он не всегда является путем к решению командных вызовов, проблем и затруднений с производительностью.

Например, если команда на самом деле — просто группа людей, которые работают вместе, и у них или у руководства нет желания для коллективного совершенствования, то последствия могут быть очень ограничены.

Или, например, если руководитель не осознает или не принимает того, что необходимые изменения связаны с ним, тогда командный коучинг не является практичным выбором.

Итак, командный коучинг может задать нужное направление, зарядить энергией, помочь трансформации команды, помочь выработать команде новые приоритеты, переориентировать и создать коллективные привычки успеха.

Это позволяет командам добиваться выдающейся продуктивности и результатов!

Командный коучинг – это умение ставить перед командой вопросы, поиск ответов на которые вызывает в команде позитивные изменения.

Таким образом, в отличие от других форм вмешательства, командный коучинг предполагает трансформационную совместную работу с участниками.

Коучи добиваются не только повышения производительности, но и превращают команды в обучающиеся, управляющие собой ячейки организаций, способные решать усложняющиеся задачи.

Работу командного коуча можно считать по-настоящему успешной только в том случае, если наряду с достижением синергии ему удается превратить команду в самообучающуюся организацию, способную самостоятельно ставить задачи, находить пути и методы их решения, приобретать необходимые для этого знания, управлять собой и проводить коучинг собственными силами.

 

Составлено по материалам профессора Дэвида Клаттербака (перевод: Алексей Гончар
оригинал статьи: http://coachingandmentoringinternational.org/teamcoaching-whats-the-point/), Анны Шибановой (сертифицированный коуч, бизнес-тренер, командный лидер, HR) и Натальи Гульчевской (сертифицированный коуч, бизнес-тренер, кандидат психологических наук).

 

Заказать Командный коучинг

Наверх